Рынок Нефтепереработки

Иван Хомутов, Яков Рудерман, Евгений Ясин
Иван Хомутов, Яков Рудерман, Евгений Ясин

28 ноября в ВШЭ прошел семинар Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода». Доклад «Нефтяной рынок России: в поисках оптимальных условий функционирования» представили гендиректор исследовательской группы «Петромаркет» Яков Рудерман и младший научный сотрудник Лаборатории исследования отраслевых рынков ВШЭ Иван Хомутов.

Как рассказал Иван Хомутов, технологический уровень развития российской нефтеперерабатывающей отрасли гораздо ниже, чем у более развитых стран мира, прежде всего, Северной Америки и Европы. Однако, заметил эксперт, несмотря на явную отсталость России в области переработки, отрасль, тем не менее, является очень прибыльной. И кроме того, рентабельность российской нефтепереработки выше, чем в среднем по экономике. С точки зрения конкуренции, отметил Иван Хомутов, цена продуктов нефтепереработки превышает предельные издержки производства. В то время как в условиях совершенной конкуренции стандартная экономическая теория гласит, что цена должна равняться предельным издержкам. Если цена и предельные издержки не равны, можно говорить о фактическом отсутствии конкуренции. Еще один важный момент, который отметил эксперт, — почти все рынки нефтепродуктов либо средне, либо высоко концентрированы, то есть количество поставщиков явно недостаточно для отрасли.

Россия не влияет на уровень цен на внешнем нефтяном рынке, а цены на внутреннем рынке формируются непосредственно политикой российских нефтяных компаний. Львиная доля технологически отсталых заводов генерируют при этом очень высокую прибыль. «Из этого можно сделать два важных вывода. Первое: рентабельность переработки нефти объясняется исключительно особой системой регулирования нефтяного экспорта. Все рассуждения о том, что на внутреннем нефтяном рынке России низкий уровень конкуренции, и это обосновывается тем, что рентабельность довольно высока, не имеет под собой никаких оснований. Второе: предельные издержки поставки продукта на внутренний рынок определяются экспортным нетбэком (цена внешнего рынка за минусом транспортных затрат и экспортной пошлины, чистая прибыль нефтедобывающей компании при экспорте нефтепродуктов)», — заметил Иван Хомутов.

Похожие страницы