Кокс Нефтепереработка
Туркменбашинский нефтеперерабатывающий завод является одним из наиболее крупных НПЗ в Центральной Азии и Прикаспийском регионе. Туркменская пресса о нем пишет в самой превосходной степени: «визитная карточка», «лидер отрасли» и так далее. Разумеется, при таком расхваливании ни слова не говорится о присущих заводу определенных проблемах, дабы не испортить светлый облик «лидера отрасли».
Туркменбашинский НПЗ появился в 1942 году, во время войны, когда в Красноводск (Туркменбаши) было эвакуировано оборудование Туапсинского НПЗ. Это было самое тяжелое время войны, когда немцы рвались на Кавказ, чтобы захватить грозненскую и бакинскую нефть. Красная Армия также остро нуждалась в топливе для танков, автомобилей и самолетов. Наскоро созданный НПЗ стал поставлять топливо фронту уже во время Сталинградской битвы и битвы на Курской дуге. Это не единственный НПЗ, созданный в военное время с большой поспешностью и часто непродуманными техническими решениями. Аналогичная история у другого прикаспийского НПЗ - в Атырау, построенного несколько позже Туркменбашинского; его оборудование было поставлено по ленд-лизу из США. Характерной особенностью этих военных заводов было то, что отходы не подвергались очистке и сбрасывались в ближайшее подходящее место, возле Красноводска (Туркменбаши) это был залив Соймонова. После войны НПЗ были реконструированы и расширены, но эти их экологические недостатки преодолены не были.
Вообще, Красноводский НПЗ в советские годы был предприятием, сочетавшим старое и сильно изношенное оборудование, закупленное еще в годы первой пятилетки и перешедшее по наследству от Туапсинского НПЗ, и некоторые новые технологии, вроде освоения в 1977 году производства нефтяного кокса для нужд цветной металлургии. Завод ориентировался на производство битумов, мазутов, масел, автомобильного бензина, причем большая часть продукции вывозилась за пределы республики.