Печь Нефтепереработки

В последние несколько лет идеи импортозамещения захватили российское бизнес-сообщество, проникнув практически во все сферы экономики.

Нефтегазовая отрасль не стала исключением: в ноябре 2014 г Правительство РФ утвердило план мероприятий по снижению зависимости топливно-энергетического комплекса от импорта товаров и услуг. Данный план подразумевает как снижение доли импортного оборудования, технических устройств и комплектующих для нужд нефтегазового производства, так и услуг иностранных компаний и программного обеспечения зарубежного происхождения. Как реализуется этот план и каковы шансы на то, что его цели будут достигнуты?

Основные предпосылки данного решения сформировались в результате комбинации значительного числа политических и экономических факторов, включая низкие мировые цены на нефть, которые привели к рецессии экономики, девальвации рубля и росту валютных рисков, а также санкционных ограничений в части финансирования инвестиционных проектов и поставок оборудования стратегического значения.

В настоящее время в сфере нефтегазового машиностроения в России действует порядка 250 крупных предприятий. Согласно имеющейся статистике Минпромторга, рост производства продукции нефтегазового машиностроения в натуральном выражении в 2014 г составлял 17%. При этом потребление выпускаемой продукции на российском рынке в 2014 г увеличилось на 9% в сравнении с показателем 2013 г и достигло порядка 450 млрд рублей.

Однако если в рублевом выражении сложившаяся ситуация выглядит оптимистично, то в долларовом уже не так радужно: в 2014 г произошло снижение потребления на 1/3 - с 12, 6 млрд долл США в 2013 г до 8 млрд долл США в 2014 г.

Результаты 2015 г подтвердили отрицательную тенденцию развития производства- согласно данным Росстата, в отраслях обрабатывающих производств произошло снижение объема выпускаемой продукции на 5, 4%.

В целом, по данным на конец 2015 г, зависимость российской экономики от импорта составляла 88%, запланировано снижение значения более чем в 2 раза- до 40%. При этом машиностроение считается наиболее "защищенной" из основных отраслей, однако и планы по снижению данного показателя более скромные - доля импорта должна снизиться с 44% до 29%.

С другой стороны, зависимость от импорта нефтегазового машиностроения выше средней по отрасли и оценивается в 61%, и согласно Плану по импортозамещению в ТЭК к 2020 г доля импортных комплектующих в составе нефтегазовых установок должна снизиться до 43%.

Похожие страницы